5 Олег Манов «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать либо создавать» | Объединение архитектурных мастерских (ОАМ)

Объединение архитектурных мастерских

Подробнее

Олег Манов «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать либо создавать»

Интервью
25.05.2022

Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.

Архи.ру:

– Как Вы пришли к профессии архитектора?

Олег Манов:

Стать архитектором я решил еще в детстве, поскольку отец работал в «Проектном институте №1», а мать – в «Ленпроекте». Мы жили в коммунальной квартире на Мойке, окна выходили на Капеллу, а в садик я ходил на Дворцовую набережную. Когда мы ездили в спальные районы, я сильно удивлялся и спрашивал у мамы, как здесь живут люди. Я считал социальной несправедливостью, что кто-то живет в центре, а кто-то ютится в маленьких квартирах, в которых почему-то опустили потолки.

Параллельно с общеобразовательной школой я закончил художественную, поступил в Академию художеств на архитектурный факультет. В Академии мне хотелось делать дома, не похожие на остальные, не похожие на то, чем занимаются мои родители – было полное ощущение, что это все одно и то же. Если вспомнить 1980-е, мы все ходили в одинаковой одежде, читали одинаковые газеты, в Академии я тоже столкнулся с одинаковостью: многие студенты шли по пути наименьшего сопротивления и заимствовали решения своих предшественников. У нас был методфонд с альбомами, полными массой одинаковых проектов, переходящих из года в год. За тягу к новому я платился, получал низкие оценки.

Тогда я понял, что будет сложно. Уже работая у Евгения Герасимова, я столкнулся с тем, что клиенты говорили: «Мы так никогда не делали, поэтому так делать не будем», строители говорили: «Это невозможно». С этим мы живем до сих пор, это для меня постоянный вызов. Но когда говорят: «Мы не умеем и не делали», то я понимаю, что мы идем правильно, именно этим мы сейчас и будем заниматься.

– Расскажите о работе в мастерской Евгения Герасимова.

К Евгению Герасимову я пошел почти сразу после Академии художеств и проработал у него почти девять лет. Мастерскую я выбирал по объектам: уже тогда были сайты, где можно было посмотреть, что делает мастерская. Мне рассказывали, что там сложно, тяжело, нужно работать вечерами, но мне хотелось развиваться профессионально. Из крупных объектов я участвовал в проектировании гостиницы на площади Островского, «Невской ратуши», дома «Венеция» и комплекса в Ковенском переулке.

– Как пришло решение создать свое бюро?

Идея делать то, что не похоже на окружение, осталась и вылилась в создание собственной мастерской. Мы открыли бюро с партнером Дмитрием – он отвечает за развитие, а творческий процесс, проектирование, взаимоотношения с сотрудниками и клиентами – моя тема.

Сейчас мы целенаправленно стараемся делать объекты, не похожие на другие. Молодые амбициозные заказчики обычно к этому готовы, а с состоявшимися компаниями гораздо сложнее договориться о такой концепции, но мы всегда ее предлагаем – в результате у нас есть проекты для ЛСР, RBI, ЮИТ. Непохожесть и уникальность не обязательно проявляется в форме или взаимоотношении с окружением. Она может быть в интерьере, материалах и других деталях.

– С каких проектов начинало бюро FUTURA-ARCHITECTS?

Наш первый крупный проект – музейный центр «Новая ферма» в ГМЗ «Петергоф». Это был очень стремительный объект: от переговоров до открытия прошло меньше года, при том, что задача стояла многоплановая – программа центра рассчитана на детей разного возраста, нужно было продумать помещения разного характера – от кинозала до лаборатории.

– Этого заказчика вы нашли благодаря изданию собственного журнала [где все иллюстрации были сделаны от руки, – прим. ред.] Расскажите, как еще околоархитектурная деятельность помогала развитию бюро?

Журнал, выставки, манифесты, архмитинги – все это способы по-разному проявить себя и найти клиентов в том числе. Выставки я делал уже в Академии, старался нащупывать разные способы реализации творческих задумок. Помню, по завершении крупной работы – я тогда подрабатывал, склеивая макеты – мне удалось поездить по Европе, посетить Париж, Берлин, Брюссель и Амстердам. По результатам поездки я сделал фотовыставку, тогда это было интересно.

В FUTURA-ARCHITECTS мы тоже пытались найти возможные точки соприкосновения с коллегами, клиентами, людьми, которым интересна архитектура. Как вариант это был журнал – мы сделали три выпуска [полистать можно здесь – прим.ред.]. При подготовке материалов мы познакомились с искусствоведами, которые занимались «Новой фермой», так и получили заказ. В дальнейшем мы поняли, что издавать журнал для архитектурного бюро слишком сложно, нужно открывать целое направление. Участие в выставках – более лайтовая деятельность, которую можно вести параллельно с работой. Сейчас мы приняли решение, что когда есть возможность полностью загрузить наши ресурсы проектами, то мы не отвлекаемся на выставки.

Подробнее: https://stroi.mos.ru/interviews/oliegh-manov-sieriediny-niet-ieie-nuzhno-postoianno-dokazyvat-libo-sozdavat?from=cl

Другие новости