5 Игорь Пасечник «Разрушающуюся среду невозможно восстановить за копейки» | Объединение архитектурных мастерских (ОАМ)

Объединение архитектурных мастерских

Подробнее

Игорь Пасечник «Разрушающуюся среду невозможно восстановить за копейки»

Интервью
21.06.2019

После ужесточения законов об охране памятников кажется, будто проектировщики стали техническими специалистами. Но оказалось, что места для творческих решений довольно много. Как с помощью бетонной «этажерки» спасти деревянный особняк, сложно ли в точности воссоздать фасады пивного завода и когда стартует строительство колокольни Новодевичьего монастыря, корреспондента и читателей «Канонера» просветил владелец ООО «Спецреставрация» и ООО «Кант» Игорь Пасечник.

— Кому пришла в голову идея для сохранения деревянного дома Гильдебранта в Павловске соорудить внутри него железобетонный каркас?

— Я не скажу точно, чья была идея. Она витала в воздухе уже довольного давно, предпосылки к такому решению существовали уже два-три года. Были комбинированные варианты: делали внутри стены, поддерживающие деревянный сруб, частично меняли перекрытия, пытались где-то сделать их монолитными, опирая на родные стены.

Здесь при всех физических слагаемых мы поняли, что новую железобетонную конструкцию лучше сделать вообще на отдельном фундаменте и внедрить в тело здания. Так сохранится исторический сруб, новая начинка-каркас будет его поддерживать и даст возможность новым покупателям жить в нормальных комфортных условиях.

Этот компромиссный вариант показался нам наиболее приемлемым. Зданию внешне вернули исторический вид, а внутри разместили современные комфортабельные квартиры с новыми сетями, перекрытиями, вентиляцией.

— Сложно ли такое было согласовать в КГИОПе?

— У нас с комитетом по охране объектов культурного наследия хорошие многолетние отношения. Руководство, которое сейчас стоит во главе комитета, более прогрессивно смотрит на многие проблемы при сохранении объектов.

В таких городах, как Петербург и Москва, есть огромное количество памятников, которые нуждаются в больших вложениях. Разрушающуюся историческую среду невозможно восстановить за копейки силами волонтеров. Поэтому вместе с государством нужно искать новые экономические варианты, которые позволят не утратить то, что у нас есть.

— С какими еще трудностями вы сталкиваетесь в работе проектировщика домов-памятников?

— Трудностей, как и в любой области, очень много. Сейчас мы столкнулись с проблемой, которая ставит в тупик возможность развития некоторых зданий, существующих как сочетание памятника и «непамятника».

В городах, в частности в Петербурге, есть много зданий, у которых большая или меньшая часть не является объектом культурного наследия. Притом что это единые здания. Допустим, в советское время пристроили какую-то часть, и это все теперь является единым целым. Как работать с такими объектами, никто не знает. Проблема в том, что КГИОП отвечает только за то, что является объектом культурного наследия, а за все остальное нет — и это правильно.

Инвестор или собственник такого здания не может реконструировать часть, которая не охраняется, поскольку она все равно является частью объекта культурного наследия. Это деление полномочий между структурами частенько ставит работы на таких объектах в непроходимый тупик. Их невозможно ни реконструировать, ни привести в порядок, ни ввести в эксплуатацию.

По этому поводу сейчас начался диалог между КГИОП и службой строительного надзора, которая выдает разрешения на строительство. Пытаются решить, как действовать в таких ситуациях, даже подготовили некий протокол, по которому в дальнейшем собираются работать.

— Проиллюстрируем: речь о таких зданиях, как дом Шагина на Фонтанке, где лицевой корпус признан памятник, а дворовые не признаны?

— Да, верно.

— Что за протокол подготовили, что он будет содержать?

— Насколько мне известно, решили, что при реконструкции таких объектов первое разрешение на строительство будет выдавать КГИОП как решающий комитет, а в дальнейшем ГАСН (служба строительного надзора. — Прим. ред.) будет выдавать второе разрешение. Будут действовать два документа на одном объекте, которые в совокупности охватят обе части здания.

Полная версия статьи доступна по ссылке: https://kanoner.com/2019/06/21/163277/

Другие новости