5 Юрий Земцов: я противник исторических подделок в архитектуре - интервью изданию Канонер | Объединение архитектурных мастерских (ОАМ)

Объединение архитектурных мастерских

Подробнее

Юрий Земцов: я противник исторических подделок в архитектуре — интервью изданию Канонер

Интервью
03.12.2012

В 2013 году в Петербурге стартует программа, направленная на сохранение исторической застройки. Во всяком случае, так заявлено официально. Что будет на самом деле, неизвестно, наверное, даже самим создателям. Однако споров вокруг программы немало. Наш сегодняшний собеседник, руководитель архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Юрий Земцов, автор жилого дома на Шпалерной и «Стокманна» на Невском, относится к противникам идеи массовой реконструкции.

— К массовой реконструкции я отношусь отрицательно. Реконструкция городских кварталов когда-то, в советское время, была. Тогда не существовало никаких градозащитных организаций. И достаточно часто кварталы вычищали внутри целиком, оставляя только корочку вокруг. Надстраивались дома. Все это делалось достаточно радикально.
Мне же представляется, что для сохранения центра реконструкцию надо вести по отдельным земельным участкам, отдельным домам. Нельзя полностью вычищать дворы. Естественно, какие-то сносы внутри квартала возможны, но к этому нужно относиться очень выборочно и тщательно, для того чтобы сохранить эту городскую ткань. Ведь город — это не деревня. Город изначально плотное жилое образование. И оно сложилось на протяжении долгого времени. Это результат развития города.
Существует еще одно обстоятельство, которое по-настоящему мешает реконструкции старого города, — это общие нормативы как для нового строительства, так и для реконструкции. Например, по инсоляции, освещенности.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть новые здания в центре? Современными или похожими на старые дома?

— Архитектура всегда современна. Коли она в это время построена, то она современна. И как бы ни пытались сделать а-ля историзм, все равно будет видно, что это сделано не тогда. Сделать полную подделку практически невозможно. Сейчас другие технологии, другие умения у архитекторов. Они иначе рисуют.

— А как же недавно построенные по проекту мастерской «Я.К.» Александра Кицулы конторы на Большом проспекте Васильевского острова?

— Я не понимаю этой попытки. Причем и там тоже видно, что это сделано сейчас, а не когда-то там. Возникает ощущение, что это такая… не хочу говорить слова подделка. Но это какая-то попытка сделать так, как делали когда-то. И я этому противник.

Каждое время оставляло и оставляет в Петербурге свои следы. И в этой исторической глубине, в этом историческом, если хотите, коллаже всегда и заключается интерес города. И сейчас делать так, чтобы никто не догадался, когда это построено, неправильно.

Ты должен делать так, чтобы это не вступало в противоречие по масштабу, по материалам, по деталям, по высоте дома. Но в этом и есть наше искусство: мы должны пытаться сделать так, чтобы было видно, когда это построено, но чтобы это не мешало и не вызывало возмущения всех жителей как инородное вторжение в среду.

С полной версией интервью можно ознакомиться по ссылке: https://kanoner.com/2012/12/03/82425/

Другие новости