5 Олег Харченко «Масштабное строительство всегда режет по живому» | Объединение архитектурных мастерских (ОАМ)

Объединение архитектурных мастерских

Подробнее

Олег Харченко «Масштабное строительство всегда режет по живому»

Интервью
29.11.2018

На Васильевском станет легче жить, но не сразу, плохая архитектура в массовом сегменте — закон жанра, а крупные градостроительные проекты требуют своеобразных «жертв». «Фонтанка» поговорила с бывшим главным архитектором Петербурга, возглавлявшим комитет по градостроительству и архитектуре с 1992 по 2004 год, – Олегом Харченко.

Народный архитектор РФ, член-корреспондент Академии художеств России, академик Международной академии архитектуры, ныне – генеральный директор компании «УРБИС.СПБ» Олег Харченко 23 года назад «вот этими руками» нарисовал контуры прокладки ЗСД, 20 лет назад наметил трассу моста Бетанкура. Новые выезды с Васильевского, грандиозный ВСД и современные общественные пространства на пустырях сейчас тоже кажутся далекими – но их нужно просто дождаться. Градостроительство – очень долгий процесс.

— Олег Андреевич, авторы идеи намыва на Васильевском острове, как и их предшественники, преследовали благие цели – создать новый морской фасад Петербурга. Но что-то пошло не так – эта часть острова постепенно превращается в обычный спальный район. По вашему мнению, почему это происходит?

– Первый намыв 50-х годов – это грандиозный советский государственный проект по выходу Ленинграда к морю. В 2003 году мотивом нового проекта намыва было создание морского пассажирского порта. В советское время государство выступало единственным инвестором, заказчиком и исполнителем строительства, а архитектуру ангажировали как идеологическое искусство. Так что первый проект, разработанный под руководством Николая Баранова, нес идею. Он повторял академический композиционный строй береговых линий Петербурга, построенных на контрасте горизонтальной линии низких фасадов и высоких акцентных сооружений. Предполагалась линия из пятиэтажных зданий с четырьмя высотными акцентами в виде вертикальных зданий в 14 – 15 этажей. Как мы видим, ни одной из этих вертикалей там сегодня нет.

Время сменилось, и второй проект воплощается коммерческими структурами по другой экономической формуле – «вложили деньги – хотим максимум прибыли». Чем больше и выше, плотнее, тем больше квадратных метров на оставшихся пустотах – это обычная алчная девелоперская схема. Проект второго намыва в начале своего пути все же подразумевал некий пафос и единую композицию, продолжающую несколько градостроительных осей. Потом идея нарушилась, и сегодня мы видим то, что видим, хотя две из этих осей сохранились – ось Смоленки и гостиницы «Прибалтийская».

— Новое жилье на намывных территориях увеличит население Васильевского. Как решить транспортную ситуацию для такого количества людей на ограниченной территории?

– Во-первых, там не построены еще две развязки – предполагается одна на юге у геометрического пересечения Среднего проспекта и ЗСД и еще одна – ровно по оси ковша морского пассажирского порта. Это улучшит ситуацию, но не для всех – все-таки ЗСД это скоростная платная дорога, и жителям больше нужно не столько выехать на нее, сколько добраться в центр. Кроме моста Бетанкура предполагался еще мост, выводящий к Новой Голландии. Скорее всего, город реализует еще и продолжение Английской набережной, и проект моста через Большую Неву возле Горного института. Да, какие-то из этих идей несовершенны, но любые градостроительные проекты требуют времени, и их нужно просто дождаться. Вот этими руками я нарисовал планировочную схему будущего моста Бетанкура – и это было 20 лет назад, а сегодня по нему уже несутся машины.

С полной версией интервью можно ознакомиться по ссылке:  https://www.fontanka.ru/2018/11/29/052/

Другие новости